КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В середине 70-х годов была острая необходимость в создании нового типа подвижного состава, который позволил бы эффективнее справляться с возрастающими пассажиропотоками, нежели вагоны типа Е и Еж3. Сроки были небольшие – нужно было успеть до Олимпиады-80. Мытищинский машиностроительный завод взялся за это дело и в 1976 выпустил партию опытных вагонов модели 81-717/714. Головными были вагоны 5846 (ныне 9169) и 5854-5855 (первый списан, второй – 9134), а промежуточными – 5837 (9506) и 5867-5868 (9520 и 9521).
Вагоны имели необычную для Московского метро окраску: желтую, зеленую и синюю. За преобладание желтой краски их ласково прозвали «канарейками». Больше года они проходили испытания, а затем первые установочные вагоны были поставлены в Московское метро для работы на Кольцевой линии: 717-е № 9050 и 9051; 714-е № 9350-9355. Наконец, в 1978 году начался серийный выпуск новых вагонов, которые сначала предполагались как временные; основным типом ПС должен был стать вагон И, однако нет ничего более постоянного, чем временное. Ишки были забракованы, а номерные расплодились в большом количестве. Впрочем, не будем забегать вперед.
Установочный состав проработал в Москве чуть больше двух лет, а затем отправился в Петербург, где его тщательно изучили на Егоровском заводе. В 1980-м и он подключился к выпуску номерных как для Москвы, так и для Питера.
|
Вагон типа 81-717 (рисунок из книги Ракова В.А.) |
Вагоны 81-717/714 стали поступать в электродепо «Красная Пресня», «Сокол», «Новогиреево», чуть позднее в «Варшавское», а также в другие города СССР: в Ленинград, Нижний Новгород, Новосибирск, Самару, Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент, Минск, Ереван. По ходу выпуска новых вагонов Мытищинский завод добавлял в них различные доработки (подробнее – в соотв. разделе).
РАЗВИТИЕ
После пожара в 1987 году на "Павелецкой" через некоторое время на ММЗ был выпущен опытный вагон № 0129, который заметно отличался от простых номерных оборудованием и более высокой огнестойкостью. В 1988 уже Егоровский завод выпустил вагон № 8868, ставший аналогом московского. После успешно прошедших испытаний начался серийный выпуск новой модификации номерного – 81-717.5 и 81-714.5. Эти вагоны стали работают в электродепо «Калужское», «Сокол», «Замоскворецкое», «Владыкино» и «Печатники». Также они эксплуатируются в следующих городах России и СНГ: Петербург, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент, Ереван и Минск. АО "Вагонмаш" и по сей день выпускает вагоны 81-717.5/81-714.5.
|
Вагон типа 81-717.5 № 0297 производства ММЗ |
|
Выпуск модификации .5 на ММЗ продолжался сравнительно недолго – уже в 1993 году появилась новая, конструктивно более совершенная: 81-717.5М/81-714.5М. Опытными вагонами, скорее всего, были 0333 и 0872. Вскоре начался серийный выпуск вагонов, продолжающийся и поныне; они есть в электродепо «Северное», «Черкизово», «Печатники», «Владыкино», «Свиблово». Также данная модификация эксплуатируется в следующих городах: Киев, Тбилиси, Минск, Новосибирск, Днепропетровск.
СОВРЕМЕННОСТЬ
Старые московские вагоны, отслужившие более 10-15 лет, с 1999 проходят капитальный ремонт либо на ММЗ, либо на одном из ЗРЭПСов. При этом вносятся значительные изменения в конфигурацию салона, техническое оснащение вагона, что делает отремонтированные номерные схожими с новыми вагонами. Так, например, вагонам типа 81-717 и 81-717.5 при ремонте заменяют фары по схеме, идентичной модификации 81-717.5М.
Самые новые модификации номерного – 81-717.5Б/81-714.5Б для Бакинского метро (2002 г.) и 81-714.5П (головными являются вагоны типа 81-540.2) для Петербурга (2006 г.).
Ноябрь 2007 года ознаменовался долгожданным событием - с Мытищинского завода в депо "Сокол" поступила первая опытная партия вагонов типа 81-717.6К/81-714.6К №№ 0252-0706-0253, позднее пришли вагоны №№ 0707-0711. Эти бывшие 81-717.5/81-714.5 прошли капитальный ремонт, целью которого было продление срока службы вагонов за счёт замены устаревшего оборудования, установки новых тележек, а также улучшение экстерьера и интерьера. В настоящее время ведутся испытания в депо "Сокол" (при участии Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта). Если испытания пройдут успешно, то все вагоны, подходящие по условиям (см техзадание), будут проходить аналогичный ремонт.
|
Вагон типа 81-717.6К № 0252, депо "Сокол" |
|
На "Вагонмаше" начата сборка вагонов типа 81-541.2, которые будут закупаться петербургским метрополитеном вместо 81-714.5П. 2008 год также ознаменовался наладкой производства капитального ремонта номерных вагонов на ОЭВРЗ (Санкт-Петербург): первая партия была отправлена весной из депо "Варшавское" московского метрополитена, вторая партия ушла в октябре.
..в 2006 году номерной отметил своё тридцатилетие, став своеобразным символом не только московского, но и вообще всех бывших советских метрополитенов. «Голубые эскпрессы», «полосатики»… Как только не называют эти вагоны. Кто-то говорит, что они морально устарели ещё на стадии разработки, кто-то признается номерным в любви, а мы лишь констатируем, что вагоны 81-717/714 и вот уже тридцать лет быстро и надежно перевозят каждый день миллионы людей в разных точках земного шара.
|